Соответствие эксплуатационных свойств ГОСТ и API. Мысли по автолам и их применению в ДВС

Нашел занятную табличку в интернетах о соответствии ГОСТ и API по классам масел.

ГОСТы по советским автолам, их анализам, основным параметрам и свел их в таблицу.

Очень интересно получается. На лето (можно и в зиму, если обратить внимание на температуру застывания), вполне без особых ограничений (на интервал в 250моточасов) для большинства двигателей 90х годов разработки (половина из них дожили до сих пор) и современных, если вам не жалко катализаторы или их уже нет, можно использовать М8ДМ(SAE20), М10ДМ(SAE30), М14ДМ(SAE40) в зависимости от нужной вязкости. Анализы полностью соответствуют современным маслам. Щелочное 8-9, вспышка 205-220С, цинка и фосфора по 900ppm что говорит о достаточном для любых бензиновых ДВС содержании ZDDP, кальция 2800-3000ppm, золы до 1,5% (что нормально даже для современных полнозольников) — для распределенного впрыска и не жрущего литрами масло проблем точно не будет никаких.

Для машин с непосредственным впрыском и требующих маловязкие масла — подойдет М8В(SAE20) с золой всего 0,95% и высоким содержанием цинка и фосфора по 900ppm, но лишь до 200моточасов, щелочное низковато 5 — этакий советский аналог низковязкого ILSAC.

Для более современных двигателей, не требовательных к содержанию ZDDP (роликовая цепь, роликовые толкатели клапанов) и требующих золу ниже 1,3% прекрасно подойдут М8Г2\М8Г2К (SAE20), М10Г2\М10Г2К (SAE30) и М14В2 (SAE40), занятно в последней группе ZDDP снижено, защита от износа толстой масляной пленкой?

И очень интересно новые стандарты для бензинов постепенно возвращаются к истокам старых масел — автолам. Причем современные автолы явно переплюнут ГОСТ и золы будет ниже на 20-30% и щелочное выше на 1-3единицы и ZDDP будет выше, чем требуется стандартом.

В следующее лето проведу эксперимент на очень дешевом М10ДМ на стандартный интервал 6000км. Сейчас успешно докатывается допотопное 10W30 CC/SF по 67р\литр (отчет будет по истечении интервала), а ведь скоро начнется лютая зима и придется заливать ненавистный ILSAC GF-5 в вязкости 0W30, выбора нет — автозапуск по температуре не вариант.

Ну а затем после всех экспериментов, осенью, через год будет снята клапанная крышка для осмотра появившихся или не появившихся там отложений и контроля поверхностей толкателей и распредвалов, для развеивания мифов. И я вас уверяю — там все будет чисто и без износа. Не зря потратил на изучение масел, анализов, допусков и эксперименты 4 года? Но куда меня это привело… К минералке, автолам, дешевым маслам со старыми допусками и даже дизельным маслам…

Написано 19 сентября 2018 года