Сильно альтернативный взгляд на анализы масел. О чем вам не расскажут масляные форумы

Уснул. И тут мне приснились "стеклянные шарики", причем в масле…проснулся и меня осенило…

В очередной раз посмотрел анализы свежих масел и отработок, обратил внимание вот на что:

Практически в каждом масле содержится небольшое количество следующих элементов:

Магния от десятков до сотен ppm
Кремния от единиц до десятков ppm Бора от десятков до сотен ppm
Алюминия от единиц до десятков ppm

Зачем в таких крохотных масштабах их добавлять? Видимо с какими-то целями.

На что только не списывают эти содержания и на погрешности и на лаборантов неправильно забивших. При рассмотрении отработок удалось выяснить, что содержание этих элементов стабильно падает(!) по мере пробега, кроме например кремния — он сначала падает, а потом растет — происходит накопление пыли из атмосферы. Вопреки расхожим мнениям аналитиков, при таких содержаниях это не маслорастворимые соединения. Это нечто твердое и очень маленькое (менее 1-5мкм), взвешенное в масле в небольшом количестве (но кто знает реальное количество? ICP методика качественная, а не количественная и пригодная только для маслорастворимых соединений!), что частично оседает в двигателе и фильтре, практически не остается в отработке…откуда я взял этот вывод? При рассмотрении состава и анализов присадок для масел, снижающих трение удалось выяснить что основа их — оксид магния MgO, гексагональный нитрид бора hBN, окись алюминия Al2O3, оксид кремния SiO2 — причем все они в обычном виде — стеклообразные, в сплавленном виде — прозрачные, их можно изготавливать в виде микроскопических шариков, пригодных для применения в масле и их в нем видно совершенно не будет…из-за их размеров они не будут оседать и будут во взвеси.

MgO

Hexagonal-BN(hBN)

Al2O3

SiO2

БИНГО! Это банальные антифрикционные присадки, "чудо-попрошки" (без масла они полностью белые) так любимые некоторыми товарищами. Только они могут оседать в порах/неровностях/трещинах металлов (создавая антифрикционный слой, как ни странно), частично оседать в фильтре и снижать свое содержание по мере пробега. Теперь противники антифрикционных твердых соединений в масле (в том числе и ваш покорный слуга) могут вздохнуть спокойно. Они есть абсолютно во всех современных маслах. Возможно они добавляются уже очень давно, просто об этом факте умалчивается. И скорее всего они добавлены в присадочный пакет ведущими их производителями… но нам о них придется только догадываться…

Иногда все-таки эти антифрикционы умудряются оседать на дно канистры (вызывая иногда панику, иногда — удивление), в виде странного осадка на дне, что только подтверждает мою теорию.

Возможно с этим связаны невероятные теории о том, что сначала износ повышен на новом масле в течении первой тысячи км, а затем масло якобы притирается и все приходит в норму…вероятно свежее масло сначала выносит не только продукты износа, не слившиеся с отработкой, но и антифрикционные составы, которые выглядят как загрязнение при анализе или как продукты износа, легко пролетающие первое время через свежий не забитый фильтр…кто знает какие еще антифрикционы добавляют — на основе олова, железа, меди, свинца…анализатор показывает лишь наличие и содержание конкретного элемента, а не соединения в котором он присутствует.

Написано 7 февраля 2019 года