Теория масел
February 22, 2021

Изготавливаем экстремально дешевое 10W30 из дешевых 10W40 и М8ДМ

Т.к. нормальных масел 10W30 SG/CD-SL/CF становится все меньше (популярная Роснефть 10W30 SG/CD даже немного испортилась, особенно в последнем варианте Rosneft, может давать лак на горячих ДВС) и они вообще почти пропали из продажи (в рознице вообще ничего нет с прошлого года), а людей желающих лить 10W30 как минимум в лето все больше и больше…пришлось подумать, а чем же это можно заменить кроме банального М10ДМ, которое явно не скоро пропадет из продажи, но и имеет несколько недостатков — высокую температуру застывания -18-20С, уже в -10С крутится с трудом, высокую вязкость на холодную — у многих стучат гидрокомпенсаторы и щелкают фазовращатели пока не прогреется, ну и зола в 1,3-1,5% для GDI/FSI/TSI/TFSI вообще не полезна. 10W30 как раз может свободно заводиться в мороз в -25С, при большом желании (ну как желание — сухие и чистые свечи, теплый заряженный аккумулятор) завестись и при -30С.

Попробуем рассчитать что же у нас получится при смешивании
Вариант №1: 56% 10W40 + 44% М8ДМ (5л 10W40 + 4л М8ДМ)
Вариант №2: 50% 10W40 + 50% М8ДМ (4л/5л 10W40 + 4л/5л М8ДМ)
Вариант №3: 44% 10W40 + 56% М8ДМ (4л 10W40 + 5л М8ДМ)

Волга Ойл 10W40 SJ/CF-4 (367р 4л) и Волга Ойл М8ДМ CD (419р 5л) взяты как типичные масла.

База похоже одинаковой чистоты (одинаковая?), пакет присадок идентичный по золе\щелочному.
База и пакет схожие, зола\щелочное одинаковое, поэтому боязнь лить М8ДМ\М10ДМ не понятна.
Наиболее близкие к Волга Ойл 10W40 SJ/CF-4 — Sintoil 10W40 SG/CD, SibOil 10W40 SG/CD.
При изучении множества анализов 10W40 10W30 SG/CD можно прийти к выводу что пакет SJ/CF-4!
По большому счету в смеси может выступать любое стандартное 10W40 SG/CD-SL/CF и М8ДМ CD.

Итак, давайте посмотрим что у нас получилось. В целом итоговый результат очень схожий.

Вязкость при 40С, сСт 78,4-82,6 обычное "вязкое" полусинтетическое 10W30
Вязкость при 100С, сСт 11,16-11,92 "крепкое" по вязкости SAE30 A3/B3 A3/B4
Щелочное число, мгКОН/г 8,52-8,74 достаточно высокое, по современным меркам
Зола сульфатная, % 1,14-1,17 нормальная, подойдет для применения везде
Температура застывания, С -34-35С уверенный запуск в -25С, и даже в -29-30С.
Температура вспышки, С 227С хорошая вспышка для почти полностью минералки
Фосфор, ppm 836-856 а вот это выходит по фосфору пролазит аж в API SN/CF!
Цинк, ppm 988-1012 для бензиновых ДВС подойдет легко, в дизеля уже мало
Кальций, ppm 2764-2836 для такого щелочного нормально и это удивительно…
Индекс вязкости 126-132 чем меньше загустителя, тем ниже ИВ, вполне логично
Примерное содержание ZDDP 1824-1868 подойдет для любых бензиновых ДВС
Отн.щелочное число/зола 7,47-7,48 типичное для полусинтетики, но не минералки
Температурный диапазон 261-262С типичное значение для большинства 10W30 масел
Цена 1л 88р 10W30 получилось экстремально дешевым, как и масла из которых замешано.
Делая немного разные пропорции в основном меняется вязкость, кому — пожиже, кому — погуще.

Надо понимать что М8ДМ бывает 2х видов — минеральная 1 группа с пурпоинт депрессором и застыванием при -30-31С, так и полусинтетическая (1+2 группа либо 1+3 группа) с застыванием при -35-36С. Причем в паспорте сей момент может быть вообще не указан, заявили -30С, застывает в -36С — разброс партий, типа норма. В любом случае, в качестве загустителя используют либо олефины, либо вязкие минеральные базовые масла, они очень стойкие к термической и механической деструкции — как и показали мои тесты. Однако, в любом 10W40 есть приличное количество 3+, 2 либо 3 группы в составе — такая смесь вместе с пурпоинт депрессором неплохо сопротивляется образованию парафинов при низкой температуре, поэтому рассматриваемая смесь в любом случае будет застывать при -35-36С, что несколько ниже расчетных значений.

Какой-то особо критичной разницы в сравнении с старой желтой Роснефть 10W30 SG/CD нет.
По содержанию ZDDP противоизносные свойства хуже, но не забываем — в составе 1 группа.
В любом случае, в связи с содержанием ZDDP и вязкостью SAE30 в дизеля лить нежелательно.
И если посмотреть расчеты тут не то что SL/CF A3/B3, тут получается замес 10W30 SN/CF A3/B4!
Вот именно такие замесы, в принципе могут заливать в псевдояпонские 10W30 5W30 GF5
И вы будете кричать — масло огонь, тихо работает (не из-за молибдена, а из-за 1 группы)…

К сожалению у меня нет данных по CCS этих масел. Однако есть правило: 10С до температуры застывания — свободная прокрутка, -5С до температуры застывания предельное значение прокрутки, ниже оно скорее всего встанет колом и стартер уже не прокрутит коленвал до запуска.

Данный "коктейл" уже изготовлен и будет залит на следующую весну-лето в "замученый" 1SZ-FE.
Скорее всего от использования готовых масел вообще откажусь, буду делать замесы и коктейли.

Написано 9 сентября 2019 года