Чем опасны 0W 5W в летний период. Высокотемпературная вязкость HTHS. Модификатор вязкости(=загуститель базы)

Учитывая опыт знакомых и вопросы в личку, до сих пор не могу понять увлечение большинством в летний период, в жару >35С, в условиях климата где не бывает зимы в принципе (Юг России и Европа), заливать "нулевки" и "пятерки", начитавшись различных лохоил-клубов или еще хуже — спросить совета на форумах. Учитывая это, давайте наконец поставим точку вы данном вопросе.

Для начала разберемся в различии состава масел 0W/5W/10W/15W и т.д. Все масла состоят из смеси базовых масел + пакет присадок, в который входит загуститель (VM). Чем менее вязкие базовые масла в составе — тем ниже(!) себестоимость и хуже защита от износа. Запомните этот тезис. Зато изготавливая нулевки на основе дешевых базовых масел можно получить больше прибыли. Особенно на гидрокрекинге. Да-да, не удивляйтесь хорошее 0W30 сделать дешевле, чем хорошее 10W30, если делать их на одинаковой базе и подгонять его под современные допуски. Вот такой маркетинговый вывих мозга. Но в связи с малыми объемами производства 0W масел в розницу они выходят все-таки дороже… и именно по этой причине большинство масел типа 5W20 10W30 10W40 15W40 20W50 — минеральные. Делать их даже на основе гидрокрекинга — дорого.

Исходя из этих таблиц и еще некоторых данных выходит, что минимальное количество загустителя:
0W20 5W20 5W30 10W30 15W40 20W50. Запомните эти вязкости.
Вязкость иногда догоняют введением высоковязких баз в состав (обычно гидрокрекинговых).

Масла, которые можно изготовить вообще без загустителя:
10W20 20W20 15W30 20W40 25W40 и моноградные SAE20 SAE30 SAE40 SAE50.

Максимальное количество загустителя соответственно в маслах типа, содержание доходит до 16%:
0W30 0W40 5W40 10W40.
Представляете, что до 1/6 объема масла это полимер, который вообще ничего не смазывает:

Со временем, на поршнях он высадится и склеится вместе с продуктами сгорания в масле…

Если у вас обычный атмосферник, не выжатый до предела (литровая мощность до 80лс), то скорее всего, если часто менять масло и не доводить до состояния нефти, можно избежать неприятностей, т.к. загуститель не успеет полимерозоваться в асфальт (вместе с гидрокрекингом, который есть теперь в 99% масел в количестве от 10% до 90%) и количество грязи в масле будет незначительным. Температура поршней там как правило до 300С, колец до 400С. Что прекрасно согласуется с моим тестом. Но если у вас турбо двигатель (а если еще и овер 100лс с 1литра), а если у вас масло в картере греется до 120-150С, картина сверху будет на любых маслах с большим количеством загустителя, с любыми допусками, если это например 0W40 с загустителем в количестве 13-16%. Т.к. поршни на них нагреваются свыше 400С, а кольца до 500С. К сожалению информацию о составе масла найти сложно. Производители этого не афишируют.

В виду дороговизны высоковязких базовых масел с вязкостью 6сСт и 8сСт (10-12сСт и выше так вообще космос цена), а также желанием изготавливать всесезонные 5W и 0W масла, масла на основе ПАО, эстеров, гидрокрекинга чаще всего делают на основе масел вязкостью 4сСт, как самой дешевой базе. У нас в стране такая база стоит всего 40-50р за 1литр. Сравните со стоимостью бензина… А значит загустителя туда бахают прямо по-максимуму, ведь загущать базу приходится в 3-4 раза. Особенно в маслах W40, а уж в "псевдогоночных" W50 и W60 так и вообще… Поэтому переход на полностью синтетические масла 4гр и 5гр, даже с космической ценой не панацея…

Но это еще не все. Есть еще такой занятный параметр как HTHS. Высокотемпературная вязкость при 150С и большой скорости сдвига. А вот тут все еще запутаннее и интереснее.

Обратите внимание, что чем меньше загустителя в составе, чем более вязкие базовые масла, тем выше HTHS. Вопреки мнениям что чем выше ИВ, тем выше высокотемпературная вязкость, это не так даже по таблице SAE. Уже при 150С видна разница между маслами скажем 15W30 10W30 5W30 0W30, у первого HTHS может быть выше чем у 0W40! Модификатор вязкости при высоких температурах работает все хуже и хуже. И выше 150С он уже фактически не работает, масло превращается в "водичку" которая уже не смазывает. Т.е. модификатор вязкости может эффективно работать в диапазоне от 40С до 150С, чтобы нарисовать вам красивые 0W40, ИВ под 200, как вы это любите, но к работе масла в двигателе в рабочем режиме, где температуры значительно выше 150С это не будет иметь никакого отношения…в результате срабатывания полимерного загустителя со временем, его вязкость до 150С может и не измениться. А вот выше — рухнуть и у некоторых особенно удачливых, наваливающих летом на масле 0W40 (или еще хуже на 0W30 A5/B5 и 0W20 A1/B1!)… вкладыши превращает в фольгу, распредвалы в труху, а то и юбки поршней задерет…а потом орут двигатель дерьмо, производитель козел, материалы плохие…раньше было лучше…раньше не было таких маркетинговых масел, вот чего не было раньше…

В общем и целом на основании этих данных можно сделать несколько рекомендаций по вязкости.

Если вы не живете в районах крайнего севера, заливать 0W масла нет смысла даже зимой.Если же хочется "нулевку", хочу аж хохочу, то вместо 0W30 лейте 0W40, у него выше HTHS.Заливайте масло по сезону, учитывая минимальные и максимальные температуры среды.Если вы живете на юге, а зимой у вас иногда бывает снег, забудьте про 0W и 5W масла.Если у вас специфическая хотелка и масел 10W 15W не бывает…то можно так:Зимой льем 5W30 масло, летом льем 5W40 масла. Все просто — HTHS выше.Увлекаться маслами типа W20 нет никакого смысла, без веских оснований.Увлекаться маслами W30 A5/B5 стоит только зимой, но никак не летом.Искать специально W30 A3/B4 не стоит, проще поискать W40 пожиже.

И еще, учитывая сильную зависимость температуры масла в картере от окружающей среды…
Эту таблицу рисовал отнюдь не идиот, как кто-то думает, все что мы собираем выглядит так:

Посмотрите в книжке к вашему авто, вы 100% там найдете похожую таблицу.
Первая цифра вязкости важна не только при низких, но и при высоких температурах.

Прошло столько лет, а реально всесезонных масел так и не появилось. Расширился температурный диапазон снизу, но тем не менее, по-прежнему стоит использовать летом масла с более высоким HTHS, чем зимой, на более вязких базах. Есть гидрокрекинговые или синтетические то с 6-8сСт базой в составе (искать и рыть инфу по всему инету) — как показатель Ноак в 6-8%, либо минеральные — их очень дешево изготавливать с малым количеством загустителя и высокими противоизносными и смазывающими свойствами.

Вопреки значению Ноака в 15-18% у минеральных масел (поэтому никакие серьезные допуски не светят, их привязали к Ноаку), летом угара минеральных масел не наблюдается. Информация в этой статье легко проверяется логически, но об этом почему-то не упоминается на маслянных форумах или упоминается вскольз. Производителям автомобилей выгодно, чтобы вы каждые 100-150т.км. ехали за новой машиной в салон. Производителям масел выгодно вам продавать максимально дорогие продукты с максимальной маржинальностью. Поэтому теперь пишут 0W20 0W30 0W40 круглый год… а надо ли это вам — большой вопрос…

Первым производителем афиширующим лить только 0W20/5W20 и круглый год — была Honda, проблемы с распредвалами K20/K24 и цепью L13/L15 не заставили себя долго ждать. Многим избежать проблем помогла заливка полнозольных 0W30 5W30 зимой и 10W40 5W40 летом.

Следующий производитель Kia/Hyundai (второе слово без ошибок без гугла никогда не могу написать! Лучше бы в Hynix переименовали) — G4KD, G4KE, G4NA и это не полный список "задиристых" двигателей. Кроме задиров и вкладыши и постели распредвалов страдают…может дело все-таки в масле? Ну а дальше большинство других производителей увлеклись для атмосферников 0W20 5W20 маслами…причем в таких регионах — в Японии, США, Европе — откуда там -30-35С? Во время ледникового периода разве что?

Возможно, в вашем конкретном случаем вам везет и HTHS не падает ниже допустимого и база не успевает срабатываться… но когда то и вы проиграете в эту лоторею… и вкладыши провернутся и превратятся в фольгу в один "счастливый" день и масложор начнется при малом пробеге…

Написано 27 мая 2019 года