Чем заменить масло Toyota ATF T-IV. Поиск допусков и недорогой альтернативы

Для владельцев АКПП от японской компании Aisin Warner требующих заливки довольно дорогой жидкости наступает головная боль, когда подходит 50-60т.км. и пора готовиться к замене. Хорошо быть богатым и выкидывать на какую-то непонятную жидкость по 10-15т.р. не замечая…но мы люди экономные, привыкли головой думать, а не только в нее есть. Ведь оригинальная жидкость, рекомендуемая сервисменами в виде Toyota ATF T-IV достаточно дорога. И в половине случаев вам даже и не ее зальют, а какой-то Dexron III подходящий по цвету… Ее требуется 10-15л для полной замены, что может превышать стоимость контрактной АКПП. Несколько месяцев длительного изучения документаций, анализов и состава привели к довольно интересным выводам.

Для начала немного истории от GM, это нам поможет определиться

1972 Dexron IIC — вариант с новыми модификаторами трения
1975 Dexron IID — исправленная версия IIC, ставшая на долгие годы самым распространенным стандартом и синонимом ATF
1991 Dexron IIE — усовершенствованная спецификация с лучшими вязкостно-температурными свойствами
1993 Dexron IIIF — унифицированная замена для IID и IIE
1997 Dexron IIIG — новые требования к фрикционным и антиокислительным свойствам при вязкостных характеристиках IIE, улучшенный срок службы базы, модификатора вязкости, присадочного пакета
2003 Dexron IIIH — усовершенствованная база с лучшей долговечностью, защитой от окисления и пенообразования, пониженная температура застывания и более низкая вязкость по Брукфильду.
2005 Dexron VI — заметно менее вязкая жидкость для экономии топлива, СНИЖАЕТ РЕСУРС.

Жидкость Toyota ATF T-IV появилась как раз в 1998 году и представляла собой DEXRON IIIG. Современная Toyota ATF T-IV уже несколько превышает DEXRON IIIG и скорее ближе к DEXRON IIIH. Но конструкция коробок не изменилась, поэтому DEXRON IIIG остается вполне подходящим для этих АКПП.

Допуски, которые подходят как полноценная замена Toyota ATF T-IV.

MMC, Kia-Hyundai SP-III
GM Dexron IIIH
GM Dexron IIIG
MOPAR ATF+4
MOPAR ATF+3
Ford Mercon V
Aisin AW-1
Allison C-4
JWS 3309
JASO 1A

Характеристики Toyota ATF T-IV

Вязкость кинематическая при 40 °С, мм2/с 33
Вязкость кинематическая при 100 °С, мм2/с 7,0-7,5
Индекс вязкости 181-185
Вязкость по Брукфильду при -40 °С, мПа·с 13000-17000
Температура застывания, °С -45-50
Температура вспышки в открытом тигле, °С 185-200
Плотность при 15 °С, кг/м3 850-866
Спецификация Dexron IIIG

Соответствие DEXRON IIIG предполагает несколько критериев:

Вязкость кинематическая при 100 °С, мм2/с 7-8
Температура застывания, °С <-45
Вязкость по Брукфильду при -40 °С, мПа·с <20 000
Базовая основа смесь 2, 2+, 3 групп базовых масел.

Соответствие DEXRON IIIH предполагает чуть лучшие ТТХ

Вязкость кинематическая при 100 °С, мм2/с 7-8
Температура застывания, °С <-50
Вязкость по Брукфильду при -40 °С, мПа·с <17 000
Базовая основа смесь 3+, 4, 5 групп базовых масел.
Пониженная склонность к окислению, пенообразованию, изменению вязкости

По ТТХ в паспортах можно легко увидеть подходит ли они под DEXRON IIIG и IIIH.

Чаще всего мультижидкости с соответствием Toyota T-IV имеют допуск GM Dexron IIIH.

Эта пара недорогих жидкостей замечательно подходит как полноценная замена ATF T-IV

Rosneft Kinetic ATF III заявлено IIIG, соответствует IIIH

http://rosneft-lubricants.ru/netcat_files/products_pds/Rosneft_Kinetic_ATF_III.pdf

LUKOIL ATF заявлено IIIG, соответствует IIIH

http://lukoil-lubricants.promodev.ru/u/product_document_file/389/tds_lukoil_atf_v.1.5_25.05.2016_eng.pdf

Хотите реальное 100% соответствие современной ATF T-IV то:

LUKOIL ATF SYNTH MULTI

http://lukoil-lubricants.promodev.ru/u/product_document_file/418/tds_lukoil_atf_synth_multi_v.1.6_25.05.2016_eng.pdf

LUKOIL ATF SYNTH ASIA

http://lukoil-lubricants.promodev.ru/u/product_document_file/3209/tds_lukoil_atf_synth_asia_v.1.1_eng.pdf

Rosneft Kinetic ATF Type T-IV

http://rosneft-lubricants.ru/netcat_files/products_pds/Rosneft_Kinetic_ATF_Type_T_IV.pdf

Если посмотреть ТТХ и анализы ATF можно подобрать еще очень много жидкостей…
В пользу жидкостей сверху говорит их популярность в качестве "контрафактной" основы.

Почему данные АКПП десятилетиями исправно работают на простом DEXRON III? А все просто — пакетов присадок ниже IIIG/IIIH похоже просто давно не производится. Порой в самом дешмане по цене 600-1000р за 4-5л канистру DEXRON III находится либо G либо H модификация. Но нужно смотреть по температуре застывания и вязкость по Брукфильду, некоторые производители (особенно корейские, бельгийские, прибалтийские, малайзийские, псевдонемецкие, псевдояпонские и прочие…) любят приврать про допуски, но то температуру замерзания не укажут, то по Брукфильду вязкость опустят или вообще обманут — при -30-35С приведут…в общем чудят.

Написано 20 февраля 2020 года