Изготавливаем "крепкое" 5W30 SL/CF A3/B4 на зиму из дешевых 5W40 SN/CF и 0W20 SN/GF5

Размышления о добавлении эстеров в 5W40 масло для получения 5W30 не давали покоя, но с треском разбивались о цену этих самих эстеров — около 1300-1500р за литр (проще уж тогда сразу 0W30 купить), при этом возникли сложности с расчетом получившегося "замеса"…непонятно что получится с температурой застывания, что станет с CCS, что получится с вязкостями, слишком много вопросов и гигроспочиность эстеров в зиму не комильфо, окислятся…отправлять на анализ еще дороже, не люблю я без математического анализа что-то заливать в двигатель…подумал и решил "замесить" (пока правда на бумаге) дешевое масло 5W40 с очень жирным присадочным пакетом (которых кстати пруд пруди на самом деле) с самым дешевым, но тоже с неплохим присадочным пакетом маслом 0W20.

Задача такова — получить 10л хорошего (в моем понимании) гидрокрекингового масла на 3 замены по 3,3литра, чтобы не угорало как 0W30 в прошлую зиму и заводилось при -33С. Канистры 5W40 по 4л. Канистры 0W20 по 1л. Формула расчета оказалась проще некуда — почти для всех параметров применимая. Итак получаем 80% (8л) масла 5W40 в замесе, 20% (2л) масла 0W20. Выходит можно довольно точно рассчитать вязкость, щелочное, кислотное, золу, содержание элементов и даже CCS и температуру застывания по формуле:

объемная доля 1 масла*(значение параметра 1 масла)+объемная доля 2 масла*(значение параметра 2 масла)=итоговое значение.

Засунул все формулы и анализы в таблицу и вот что получилось в итоге

Базовая основа гидрокрекинг не изменилась естественно, оба масла на нем
Вязкость при 40С, сСт 73,75 нормальная для вязкого 5W30 или "жидкого" 5W40
Вязкость при 100С, сСт 12,53 вязкость на границе W40 и W30 и хорошо, с запасом
Щелочное число, мгКОН/г 10,44 очень высокое, как у редких дорогих 5W30 масел
Кислотное число, мгКОН/г 1,84 не высокое, изначально хороший пакет в 5W40
Зола сульфатная, % 1,15 шикарно, теперь можно лить в GDI прям с легкостью
Температура застывания, С -45C не факт что столько, но будет около того
Температура вспышки, С 224C определяется самым "горючим" маслом 5W40
Вязкость CCS, мПа*с -30C 4878 возможно она будет ниже, до -33-35С пойдет
Испаряемость по Ноаку, % 10,28 примерно так и будет, у обоих масел она близка
Сера, % 0,48 вроде как бы и не мало, однако причин для беспокойства нет
Молибден, ppm 41 нормально, масло будет очень тихим скорее всего
Фосфор, ppm 920 отличная защита от износа и в SL влезли и CF перекрыли
Цинк, ppm 1099 нормальное содержание ZDDP четко как прописано в SL/CF
Бор, ppm 1 нет его в обоих маслах и тут ему взяться не откуда
Магний, ppm 11 можно сказать что его тут нет, причем в обоих маслах
Кальций, ppm 3245 нормально так кальция, в обоих маслах его много
Индекс вязкости 172 хороший ИВ масла, примерно так и будет
Дельта щелочное-кислотное 8,60 шикарная дельта, аж на 300моточасов
Отн.щелочное число/зола 9,09 вполне современное масло получилось

Нашлось 3 масла с аналогичным пакетом присадок, Shell HX8 5W30, Nissan 5W40 и Toyota 5W40 имеет тоже аналогичный пакет присадок, цена по сравнению с миксом внушает. Но чуть уступают получившемуся замесу — выше кислотное, ниже щелочное, больше золы…и у них меньше серы.

А очень недурное масло получилось. Даже молибденчик для тишины есть в нормальном количестве. Цена 4л канистры 5W40 всего 576р, цена 1л канистры 0W20 330р. Итоговая цена масла вышла всего 181р за литр, 1812р за замес из 10литров. Это чуть дороже самого дешевого Sintec 5W30 4л которого стоит 699р или 175р за литр. Но получившееся масло во многом лучше по пакету, щелочное число значительно выше, противоизносный пакет значительно богаче, правда и вязкость получилась немного выше.

Куда такое лить? А во все, куда предписаны W30 и W40 масла (GDI MPI и даже легковые дизельки можно кому CF предписаны), вязкость получилась аккурат посередине между классами. Конечно возможны гуляния вязкости от партии к партии у обоих масел в замесе, но вы вообще не заметите эти +-1сСт при 100С. Любителей сэкономить целых 1-3% топлива на маловязких и голых маслах оно не заинтересует. Любителей сэкономить в зиму на масле и получить 10л очень хорошего масла по цене 5-6л — вариант интересный и годный.

Написано 20 октября 2018 года