THK Magnum Standart 15W40 SF/CC. Дешевая минералка, которой ПЛЕВАТЬ на 400С!

После не очень удачных выступлений зарубежных гидрокрекинговых масел перейдем к отечественным минеральным маслам, в качестве которого сегодня у нас "выступает" THK Magnum Standart 15W40 SF/CC…вроде бы масло на древних допусках, с смешной ценой и ни кому не интересное. Но не все так просто с этим маслом, как кажется на первый взгляд…

При заливке обратил внимание на светлый, яркий и желтый цвет масла — 2 группа.
Температура начала дымления от 210С до 215С — совпадает со вспышкой этой партии.
Из масла при 250С начинает что-то интенсивно испаряться, опять какой-то растворитель?
Далее масло кипело и бурлило при 400С но вообще НИКАК НЕ МЕНЯЛОСЬ! Вот это номер.
Лака, отложений, выпадения присадок и загустителя обнаружено не было. Термостабилность!
Раствор прозрачный, в нем ничего не плавает, после удаления вообще ничего не остается.
Лака практически нет, какое-то еле заметное пожелтение на стекле, у прошлых масел хуже.
Коррозии стали и алюминия нет. Коррозия меди минимальная, ее окиси не образуют чешуйки.
Это масло не будет оставлять нигде никаких отложений. А при сливе будет просвечиваться.

По последним данным, уже больше 5лет минеральная 1 группа базовых масел не используется в отечественных маслах нигде, даже в Автолах. Роснефть, Газпромнефть и Татнефть ее уже не производят, а Лукойл ее полностью гонит на экспорт и для производства других смазочных материалов. Вот именно этим объясняются столь высокие результаты термостабильности отечественных минеральных масел! Первый признак масла 2 группы — яркий желтый, почти белый, либо золотистый цвет масла в струе, на солнце как и 1 группа флоуресцирует сине-зеленым, становится мутным. 1 группу заменила настолько же дешевая в производстве 2 группа и ее смеси с 3 группой. Напомню основные отличия 2 группы от 1 группы — серы не содержит, низкотемпературных парафинов минимум, более высокая термоокислительная способность, удалены соединения хлора и азота, значительно более высокий индекс вязкости. По ИК спектру масла 2гр и 3гр отличить не просто, особенно их смеси. Фактически это гидрокрекинг без изомеризации. При желании на 2 группе можно изготавливать очень дешевые 5W и 0W масла.

Рассмотрим данные из паспорта этой партии.

Базовая основа минеральная минералка очень высокой очистки, 2группа.
Вязкость при 40С, сСт 105 высокая, масло 15W40 для него это норма.
Вязкость при 100С, сСт 14,09 защита дизелей вязкостью от износа.
Щелочное число, мгКОН/г 7,31 среднее, но и золы мало.
Кислотное число, мгКОН/г 2,04 учитывая ZDDP — немного.
Зола сульфатная, % 0,87 очень круто, почти малозольник. Бывает и 1,2-1,22%
Температура застывания, С -29C депрессора явно не хватает, вот и результат.
Температура вспышки, С 214C не высокая, но тут 2группа так и должно быть.
Вязкость CCS, мПа*с 5540(-20) есть запас запуска до -22-23С, но не ниже.
Испаряемость по Ноаку, % 12 для 2группы норма, ничего необычного.
Фосфор, ppm 900 фосфора прям под SL, нормально, не много.
Цинк, ppm 1000 ZDDP неплохо положили, но для дизелей лишь CD/CF
Кальций, ppm 2000 для щелочного 7 норма. Борьба с LSPI? Совпало.
Индекс вязкости 137 2группа уже и не минералка практически.
Дельта щелочное-кислотное 5,27 небольшое. Но масло не склонно к окислению.
Отн.щелочное число/зола 8,40 как у хороших современных масел. Как же так?
Примерное содержание ZDDP 1 900 для бензинок подойдет для любых вполне.
Температурный диапазон 243C не высокий, загустителя мало, депрессора нет.
Цена 4л 370-450р цена позволяет взять на лето 40л и забыть надолго о выборе масла…

Масло очень интересное, на мой взгляд. Совершенно не склонно к окислению и образованию лаков. Присадки в себе держит, загуститель держится и не выпадает. Текущая партия пригодна для GDI/FSI/TFSI/FSI, но в другой партии может оказаться больше золы, больше щелочного и меньшая вязкость, партии за годы производства сильно гуляют…по пакету присадок масло подходит к SL/CF и SN/CF, т.е. это масло вообще не SF/CC. В качестве базы — "золотая" 2 группа, которая в принципе не склонна к окислению и образованию отложений. Это самое стойкое масло за всю историю высокотемпературных тестов. На лето — замечательный вариант во многих случаях, когда требуется W40 масло. Для простых легковых дизелей, требующих CD/CF тоже подходит.

Написано 30 июня 2019 года