Особенности зимнего запуска ДВС на застывшем масле. Почему нет сухого трения и износа ДВС в зимний период

Развенчаем очередной "миф" о якобы сухом запуске двигателя в зимний период, когда коленвал стронулся с места, двигатель с трудом завелся чихая и кашляя паром в зимнюю стужу, но масляный насос еле прокачивает масло и несколько минут (вплоть до десятка минут в случае дизельного ДВС) масло практически не идет по масляным каналам, давление по датчику есть (датчик как правило настроен на смешное давление в 0,5бар), но масла по факту еще нет, оно только добралось до масляного фильтра.

Любое масло содержит в себе пакет присадок, в первую очередь растворитель присадок — минеральное базовое масло 1 группы (бывает в смеси с 2 группой и даже 5 группой — эстерами\эфирами и алкилированными нафталинами), которое входит в состав абсолютно любого масла в количестве от 5 до 50%. Особенность данного компонента в его сильных полярных свойствах — оно банально не дает стекать маслу в поддон и держит его жирным слоем как в парах трения, так и на всех поверхностях. Что позволяет, в случае чего (автозапуск по температуре с работой на холостых) вообще обходиться без поступления масла с масляного насоса.

Наиболее опасны в зимний период, как ни странно масла для него лучше всего приспособленные по низкотемпературным свойствам — гидрокрекинговые (3 группа) и ПАО (4 группа), в связи с тем что в них стало модно не добавлять достаточного количества полярных компонентов 1,2 и 5 групп базовых масел, а сами они в принципе не обладают полярностью…такие масла при остановке двигателя быстро стекают в поддон провоцируя как раз почти сухой запуск не только на холодную (в первую очередь ЦПГ и вкладышей коленвала), но и при более высоких температурах, например летом. Единственный плюс таких масел — стабильный запуск ниже -30С и быстрое поступление масла в пары трения в связи с низкой низкотемпературной вязкостью. Но тут уж как повезет что лучше, слой вязкого застывшего масла или некоторое время работа на сухую и быстрое поступление жидкого масла в нужные части…

Написано 18 февраля 2020 года